?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИМИДЖА

Хорошо вести дискуссию, когда все участники четко представляют себе содержание ключевого понятия. Но что же такое «имидж» (в частности, «имидж страны»)? Чем он отличается, например, от «образа», от «стереотипа»? Сколько авторов, столько и определений… 

В качестве исходной информации для обсуждения ниже приведены различные дефиниции и список доступной литературы. Приветствуются любые уточнения и дополнения! Ссылку на этот пост мы даем в информации о сообществе. Надеемся на содержательное обсуждение.

UPD: в качестве "рабочего определения" можем предложить следующее:
Имидж - конструируемый с определенными целями (популяризация, реклама или антиреклама) образ кого-либо или чего-либо, оказывающий эмоционально-психологическое воздействие на сознание людей.
В качестве предельно-краткого, "ненаучного" определения:
Имидж - это "образ-реклама" (в отличие от стереотипа - "образа-оценки").
 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИМИДЖА

 

1.      Bird P.: «Ваш имидж – восприятие Вас другими людьми. Это наиболее полная картинка, которую вы представляете людям. Имидж включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь и действуете, ваш профессионализм, ваши отношения, позы и язык тела; ваши «украшения», ваше окружение и даже тех, с кем вы просто поддерживаете отношения».

  1. Denton R.E., Woodwart G.C.: Имидж лидера – «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью».
  2. Sampson E.: «Ваш личный имидж является картинкой вас. У вас не может не быть имиджа! Хотите вы этого или нет, другие видят то, что вы сами избрали для показа им… Рассматривайте свой имидж как рекламу. Картинка снаружи рекламирует то, что есть внутри. Но это также и обещание. Обещание того, что внешний имидж предоставит умение, компетентность и ценности, которые он рекламирует».
  3. Амелин В.Н., Левчик Д.А., Устименко С.В.: Имидж – способ аккумуляции накопленного политического капитала, без которого политик не в состоянии осуществить необходимые взаимодействия.

5.      Галумов Э.А.: «Имидж (образ) страны – комплекс объективных взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы (экономических, географических, национальных, культурных, демографических и т.д.), сформировавшихся в процессе эволюционного развития российской государственности как сложной многофакторной подсистемы мирового устройства, эффективность взаимодействия звеньев которой определяет тенденции социально-экономических, общественно-политических, национально-конфессиональных и иных процессов в стране. Это – база, определяющая, какую репутацию приобретает страна в сознании мировой общественности в результате тех или иных действий ее субъектов, взаимодействующих с внешним миром».

6.      Дискуссия в PR-лаборатории журнала "Советник" и факультета прикладной политологии ГУ ВШЭ. «Реальность Кошмарова» и вопросы Пелевина - http://cray.onego.ru/forums/veche/posts/70.html: «ПЕЛЕВИН: мы имеем дело с феноменом труднопостигаемой природы, с отражением, которое существует независимо от отражаемого. Этот феномен правильнее называть не имиджем, а виртуальным информационным объектом. У этого выражения такая же абревиатура, как и у "временно исполняющего обязанности" - ВРИО. И кроме того, ясно чувствуется связь со словом "врать". Вот именно такие виртуальные информационные объекты заполняют центр политической жизни. Голосуя, люди выбирают из их набора. Корректно ли вообще употреблять слово "имидж" в отношении достаточно произвольной галлюцинации, введенной политтехнологами на основе уловленных ожиданий избирателей? Что это такое - "имидж"? Не получается ли так, что наши родители должны были выбирать из одного полумертвого, но настоящего Брежнева, а мы выбираем из десяти разных галлюцинаций, не зная, что за ними стоит?». ЕРЕМИН: Мы слепили несколько понятий, объединив их лишь одним словом - имидж. Корректно ли соединять их вместе? Давайте попробуем разделить. Можем ли мы сказать, что имидж - это образ субъекта в сознании общественности? ПИЛИЯ: Имидж - это то, что оказывает влияние на поведение индивидуумов в позитивном или негативном смысле. ИОНИН: Это виртуальный продукт, который воздействует на поведение человека».

7.      Позднышев Е.В.: «В научное употребление понятие имидж было введено только в начале 60-х годов ХХ столетия. Имидж происходит от латинского слова imago - образ, которое связано с другой лексемой - imitari, т.е. имитировать. Толковый словарь Вебстера дает следующее определение этого понятия: имидж - искусственная имитация или подача внешней формы определенного объекта, особенно личности. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, направленно формируемым в общественном сознании с помощью паблисити, рекламы или пропаганды. Другие исследователи утверждают, что термин "имидж" имеет англоязычные корни и наиболее часто употребляется для определения того образа, который конструируется, создается с целью вызвать желаемые изменения в сознании и поведении людей, оказать на них определенное социально-психологическое воздействие. Одним из первых, кто ввел это понятие в специальную русскоязычную литературу, был О. Феофанов. В своей известной книге "США: реклама и общество", опубликованной в 1974 году, он рассматривает имидж как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя. (…) В отечественной литературе понятие имидж обычно означает искусственно сформированный образ кого-либо или чего-либо - политика, предпринимателя, фирмы, товара. В литературе, посвященной проблеме имиджа, встречаются различные определения этого понятия. М. Поплавский пишет: "имидж – это общее впечатление, которое оказывает человек на окружающих. Ваш имидж – это восприятие Вас другими людьми". Г. Почепцов характеризует имидж как "взгляд другого, восприятие меня другими", как "знаковый заменитель, отражающий основные черты человека". Л. Браун определяет имидж как путь к успеху. О.В. Данчеева и Ю.М. Швалб подчеркивают, что имидж - это набор значений, благодаря которым какой-либо объект становится известным и, с помощью которых люди определенным образом описывают его, запоминают, относятся к нему. Они рассматривают имидж как систему представлений людей о каком-либо объекте. Наиболее часто в литературе встречаются следующие определения. Имидж – это искусственно сконструированный по определенным правилам и со специальными целями образ (политика, партии, бизнесмена, спортсмена, фирмы, спортивной команды, учреждения, руководителя и т.д.). Имидж – это образ, который целенаправленно формируется и оказывает эмоционально-психологическое воздействие на определенных лиц с целью популяризации, рекламы и т.д. Имидж – это визуальная привлекательность личности. В словаре "Психология" (Москва, 1990) читаем такое определение имиджа: сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Этот список можно продолжать, однако достаточно приведенных определений чтобы, обобщив их, сказать: имидж – это тот образ, который формируется у окружающих, определенное отражение чего-либо».

8.      Почепцов Г.Г.: «Построение имиджа ведется строго по одному из законов пропаганды, в соответствии с которым нет смысла тратить деньги на разрушение стереотипа, а следует строить свой стереотип с опорой на уже имеющийся. Имидж в этом плане и есть новый стереотип, который создается в соответствии со стереотипом, который уже есть в аудитории. Мы только приближаем к нему интересующий нас объект (лидера, организацию и т.д.)».

9.      Словарь практического психолога: «Имидж – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо».

10.  Феофанов О.: «Политический имидж – целенаправленно создаваемый образ, наделяющий политический объект (личность, организацию, страну и т.п.) дополнительными социальными и политическими ценностями, что способствует более эмоциональному его восприятию».

11.  Цуладзе А., с. 41-42: «Имидж политического лидера – это представление о политике, сложившееся у населения в результате длительного внешнего воздействия, обладающее высокой устойчивостью и сопротивляемостью к изменениям».

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М., 2003.

2.      Замятин Д.Н., Замятина Н.Ю. Образы регионов России в Internet`e http://www.otd.ru/geo/sem_ob.htm

3.      Замятин Д.Н. Структура и динамика политико-географических образов // Полития. 2000. №3. С. 116-121.

4.      Киселев И.Ю. Образы государств в международных отношениях: механизмы трансформации // Полис. 2003. №3. С. 50-57.

5.      Козулин В.Н. Формирование западного стереотипа восприятия мусульманина (исторический аспект) // Дневник Алтайской школы политических исследований № 17. Современная Россия и мир: альтернативы развития. Барнаул, 2002. С. 258-262.

6.      Колосов В.А., Бородулина Н.А., Вендина О.И., Галкина Т.А., Заяц Д.В., Юр Е.С. Геополитическая картина мира в средствах массовой информации // Полис. 2003. №3. С. 33-49.

7.      Лебеденко В. О национальной идентичности и создании имиджа России // Международная жизнь. 2004. №4-5. С. 192-195.

8.      Ланкур-Лаферьер Д. Россия и русские глазами американского психоаналитика. М., 2003.

9.      Мир глазами россиян: мифы и внешняя политика. М., 2003.

10.  Павловская А.В. Стереотипы восприятия России и русских на Западе // Россия и Запад: Диалог культур. М., 1994.

11.  Позднышев Е.В. Имидж спортсмена. Киев, 2002. -http://www.is.svitonline.com/leon2003/g1.html

12.  Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М., Киев, 2001.

13.  Россия и Запад: диалог культур. Вып. 1-6. М., 1994-1999.

14.  Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. Вып. 1. М., 2000.

15.  Сикевич З.В. Русские. «Образ» народа. СПб., 1996.

16.  Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

17.  Титков А.С. Образы регионов в российском массовом сознании // Полис. 1999. №3. С. 61-75.

18.  Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г. Крысько. М., 1999.

 

 

Comments

( 3 комментариев — Оставить комментарий )
ashpi
16 мар, 2008 17:07 (UTC)
Мда, и ни в коем случае не надо путать понятия "имидж" и "бренд"!

«Бренд (от англ. brand – «клеймо») – это известная марка, идентифицирующая и положительно представляющая во внешней среде тот или иной объект, который благодаря стимулированию его благожелательного восприятия становится авторитетным и популярным» (Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г. Бренды и имиджи. М., 2006. С. 16).
ashpi
23 янв, 2010 15:39 (UTC)
Проект "Образ России в стране и в мире"
http://rossobraz.ru/
( 3 комментариев — Оставить комментарий )

Информация

image_of_russia
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ РОССИИ
Новые сообщения

Из каких стран нас читают

free counters
(с 25.10.08)

Последний месяц

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner