?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Сахарных Денис Михайлович
Место работы: научный журнал «ИДНАКАР: Методы историко-культурной реконструкции» (г. Ижевск)
Должность: заместитель главного редактора по связям с общественностью и информационным технологиям.
Ученая степень, звание: нет (соискатель)
Сфера научных интересов: история, языкознание, этнополитология, социология виртуальных сообществ.
 
Удмуртия: миф о светлом туристическом будущем
 
«…на сегодняшний день представление о некой особой туристической привлекательности Удмуртии является в значительной степени необоснованным, а существование доходной отрасли въездного туризма в нашей республике — невозможным и ненужным. Разумеется, отдельные туристические проекты могут быть вполне успешными, однако их положительный опыт едва ли может быть сколько-нибудь широко обобщён».
 
 
Удмуртия: миф о светлом туристическом будущем
 
В настоящей работе нам хотелось бы рассмотреть достаточно популярный в среде деятелей культуры, муниципального и государственного управления Удмуртской Республики тезис о туристической привлекательности региона.
Факты. Экономика Удмуртии является рыночной в довольно слабой степени. На территории республики наблюдается повышенная концентрация объектов оборонной промышленности (тяжёлое и точное машиностроение). Эти заводы не являются объектами предпринимательской деятельности в полном смысле слова, поскольку рассчитаны на исполнение государственного заказа. Они до самого последнего времени создавали весьма значительное количество рабочих мест — разумеется, не только в сфере, непосредственно связанной с производством. Следовательно, трудоспособный субъект в Удмуртии имеет реальный и весьма высокий шанс обеспечить себя хлебом насущным, продав свой труд (т.е. став наёмным работником, а не предпринимателем).
Понятно, что такая ситуация не может не вызвать к жизни существование определённых устойчивых психологических стереотипов и душевных качеств, менее всего полезных для предпринимательской деятельности. Даже наблюдающаяся сейчас стремительная деградация оборонной промышленности едва ли приведёт в среднесрочном периоде к кардинальным изменениям в описанной выше картине, поскольку одновременно с ней набирает силу потенциально весьма ресурсоёмкая, но очень слабо развитая к настоящему времени сфера услуг.
Одним из краеугольных камней удмуртской экономики является нефтедобывающая отрасль. Помимо всего прочего, это означает отсутствие необходимости пускаться в авантюры, связанные с поиском средств, не только для отдельных лиц, но и для властей республики.
Действие вышеперечисленных факторов в Удмуртии заметно абсолютно во всём, как в городах, так и в деревне — качество жизни на селе находится в целом на стабильном среднем уровне, что особенно существенно, поскольку именно с селом увязывается усиленно популяризуемая заинтересованными лицами концепция «этнотуризма»/«экотуризма», которая якобы имеет в Удмуртии хорошие перспективы развития.
Особой потребности в доходе от приезжих туристов в Удмуртии в силу этих причин нет (доход вполне можно получить и иным, менее хлопотным способом). Но предположим, что процент лиц, склонных к экономическому предпринимательству, в силу некоторых причин в Удмуртии повысился. Имеет ли смысл для них в поисках приложения сил и средств обращаться к въездному туризму?
Удмуртия лишена каких-то из ряда вон выходящих объектов, эксплуатация которых могла бы стать основой туристического бизнеса. Ни старинных замков, ни уникальных лечебниц, ни каких-то специфических особенностей ландшафта или интересных природных аномалий в республике нет.
Но и при наличии таких объектов их эксплуатация была бы существенным образом затруднена. Россия отделена от США и стран ЕС преодолимым, но всё же неспособствующим массовому притоку туристов барьером визового режима. Получив визу, турист должен добраться до Удмуртии по возможности быстро, безопасно для жизни и имущества, и с относительным комфортом (даже если это турист-экстремал: экстрим должен начинаться в своём месте, а не в аэропорту или в вагоне поезда). Общеизвестно, что с транспортной точки зрения Ижевск является не слишком удобным городом: он расположен несколько в стороне от двух насыщенных транспортным потоком железнодорожных веток; ижевский аэропорт обладает малой пропускной способностью, весьма ограничен в географии маршрутов и не может обслуживать современные типы самолётов. Вряд ли следует ожидать, что ситуация в этом отношении может измениться даже в долгосрочном периоде.
Об отсутствии туристических достопримечательностей на удмуртской земле мы уже говорили. Нельзя ли расширить список объектов, потенциально интересных для туриста, за счёт неких, до сей поры не задействовавшихся резервов? Апологеты т.н. «эко-»/«этнотуризма» предлагают обратиться к туристическому потенциалу наших сёл.
В самом деле, неужели не обладают привлекательностью для измученного урбанизмом человека звенящие луга, просторные поля и тихие леса Удмуртии? разве не интересно было бы заезжим людям поглядеть на какой-нибудь красочный национальный праздник, скушать горячих перепечей и отведать кумышки?
Действительно, визиты заинтересованных лиц (персонально и в группах) организовывались в удмуртские деревни неоднократно и с немалым успехом. Но чего точно нельзя сделать (по крайней мере, в обозримом будущем), так это организовать на базе любования прелестями местных пасторалей значимую с экономической точки зрения доходную отрасль.
Ведь, как уже говорилось, удмуртскому селу и так есть, с чего жить (а если кому-то не повезёт, или захочется новых свершений — пожалуйста, вот они, огни больших и малых городов, где найдётся место всем). Никто и не пробовал рассчитать, какой должна быть стоимость туристических услуг на лоне природы, а ведь одними только транспортными проблемами весь список барьеров никак не ограничивается.
Туриста надо привезти, поселить (причём так, чтобы он не простыл, не был укушен клопами, не пал жертвой проклятия здешних мест — клещевого энцефалита или геморрагической лихорадки с почечным синдромом; иными словами, нужно откуда-то взять специально предназначенный для этих целей гостиничный фонд), накормить (так, чтобы он не отравился некачественной пищей), обеспечить безопасность его здоровья (значит, думаем о привлечении штата медицинских работников), имущества и жизни (понадобится полиция). Причём делать это можно будет только в централизованном порядке, поскольку инициатив снизу по уже не раз названным причинам ждать не приходится.
Какова же должна быть стоимость услуг с учётом всех потенциальных затрат и хорошо известного стремления наших предпринимателей к повышенной рентабельности?!
Но и это ещё не всё. Бабушка в монисте и с чайником кумышки, поющая заморским гостям традиционное «Кызьы меда лыктиды?» — это прекрасно, но только доехать до этой бабушки можно будет лишь ограниченное число дней в году: весной и осенью дорог во многие сельские поселения Удмуртии нет. А самое главное — турист, послушав эту бабушку, поглядев на убой свиньи (и, может быть, впервые узнав, как выглядит это животное) и обозрев специально устроенное для него моление под ёлкой, сделает в летописи своих жизненных впечатлений яркую запись… и больше сюда уже не приедет. Ещё раз отметим: Удмуртия — не южный берег Крыма, не Хургада и не Карловы Вары. Если человек приезжает сюда не отдыхать и не лечиться, а получать новые впечатления, то в следующий раз за новыми впечатлениями он поедет в другое место.
А ведь этого туриста (а если быть совсем точным — поток туристов, настолько большой, чтобы существование целой отрасли было экономически оправданным) надо ещё найти, привлечь его внимание и уговорить ехать именно в Удмуртию. Следовательно, придётся тратиться на рекламу здешних мест, иметь сеть представителей в зарубежных странах и наших субъектах федерации.
Не слишком ли много условий для реализации якобы перспективной идеи о въездном туризме в сельской Удмуртии? По нашему мнению, проекты развития «эко-»/«этнотуризма» в Удмуртии следует в наиболее мягкой форме охарактеризовать как утопические.
Что касается городов Удмуртии, то их совокупный туристический потенциал близок к нулю (что теоретически не исключает возможности возникновения его локальных экстремумов: к примеру, для возрождения города Сарапула вполне может быть использован позитивный опыт Елабуги). Туристический потенциал этих молодых, бедных на достопримечательности населённых пунктов будет, несомненно, увеличиваться по мере становления и совершенствования сферы услуг, но без продуманной градостроительной программы, с одной стороны, и без не менее масштабной и важной программы историко-культурного наполнения городской среды эволюция сферы услуг практически не окажет влияния на интересующую нас сферу туристической привлекательности.
На сегодняшний день следует констатировать, однако, отсутствие сколько-нибудь продуманного градостроительного будущего и объективную (по причине слабости местных интеллектуальных сил) невозможность осуществления комплексной программы реконструкции и популяризации исторического прошлого городов Удмуртии.
Итак, полагаем, что на сегодняшний день представление о некой особой туристической привлекательности Удмуртии является в значительной степени необоснованным, а существование доходной отрасли въездного туризма в нашей республике — невозможным и ненужным. Разумеется, отдельные туристические проекты могут быть вполне успешными, однако их положительный опыт едва ли может быть сколько-нибудь широко обобщён.
 
 

Comments

( 4 комментариев — Оставить комментарий )
udmnews
5 май, 2008 15:36 (UTC)
Как автор этого доклада, буду рад отзывам коллег.
ashpi
5 май, 2008 15:54 (UTC)
Людей, высказывающих здоровый скепсис, у нас часто расценивают как очернителей (см. предыдущий доклад).

А каковы, на Ваш взгляд, положительные черты имиджа Удмуртии?
udmnews
5 май, 2008 16:07 (UTC)
Судя по тому, что об Удмуртии пишется в прессе, таковых не имеется :)

Если серьёзно, то пока наиболее эффективным приёмом при содзании положительного имиджа региона является отсылка к его этническому своеобразию.

(см. предыдущий доклад).

Да, хороший доклад, и проблемы до деталей те же, что и в Ижевске.
(Анонимно)
13 май, 2008 14:59 (UTC)
Вместо иммуноглобулина можно принимать при клещевом энцефалите йодантипирин. Стоимость его меньше, но по эффективности не уступает иммуноглобулину, да и не оказывает такое негативное воздействие на здоровье человека. Проконсультироваться со специалистом можно по бесплатному телефону - 8-800-200-04-94.
( 4 комментариев — Оставить комментарий )

Информация

image_of_russia
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ РОССИИ
Новые сообщения

Содержание

Из каких стран нас читают

free counters
(с 25.10.08)

Последний месяц

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner